120 лет назад в Одессе родился Леонид Захарович Трауберг — кинорежиссёр, сценарист, артист | Новости без цензуры

Опубликовано: 24.12.2021 в 13:29

120 лет назад в Одессе родился Леонид Захарович Трауберг — кинорежиссёр, сценарист, артист

120 лет назад в Одессе родился Леонид Захарович Трауберг — кинорежиссёр, сценарист, артист

Кинорежиссёр, сценарист, артист, одессит Леонид Захарович Трауберг родился 17 января 1902 года.

Леонид Захарович Трауберг родился в Одессе, 17 января 1902 года. Его отец, Захар Давидович Трауберг был издателем и журналистом, сотрудником газет «Южное обозрение» и «Новые ведомости», мать, Эмилия Соломоновна Вейланд – домохозяйкой.

Семья Траубергов жила небогато, часто меняла квартиры, жизнь одесских окраин была хорошо знакома Леониду. Он вспоминал:

Южный большой город. Улицы, отдаленные от звонкого центра… Безрадостный, безжалостный быт: накаленные плиты на кухнях, удушливые перины, грязные мастерские, лавки, фабричные цеха… Вечерами сидят люди перед воротами, дыша воздухом, судача или молча, изредка взрываясь криками в адрес повсюду снующих оголтелых детей…

Понимаю сейчас: в толпе этой… если просветить насквозь, все было – злоба на жизнь, скудость мышления, глупейший фанатизм, алчность, может быть, даже слепая жестокость, подлость. Но сколько было притоптанной нежности, стойкости, терпения, даже ума. И тяги к веселому, к смеху. Да, муравьи…

Безымянные, не вошедшие не то что в историю человечества,– даже в газетную хронику. Не пытавшиеся покончить с кабалой, с нестерпимым бытом. Но те, кто пытался, кто вошел в историю, – не из тех ли муравейников вышли?!.
Леонид был способным ребенком и обладал феноменальной памятью, которую сохранил до глубокой старости.

Леонид много читал, его манил театр. Тогда же началось всепоглощающее увлечение новинкой – кинематографом. Трауберг посмотрел все серии фильма «Фантомас». Впечатление было настолько сильным, что отдельные приемы спустя два десятилетия он использовал при съемках собственных фильмов. Леонид Трауберг вспоминал:

Я был одним из первых одесских бойскаутов, дослужился до начальника одесской дружины, в 1920 году стал заместителем приехавшего из Петрограда Сережи Васильева, того, что создал потом «Чапаева».

В числе моих питомцев были братья Алеша и Павлик Вирские, второй стал руководителем всем известного танцевального ансамбля.
В 1920 году Леонид Трауберг переехал к семье в Петроград. В 18 лет подал заявления в военное училище, университет, институт истории искусств и на режиссерский факультет театрального училища. В театре комической оперы Леонид Трауберг познакомился с Григорием Козинцевым. Оба молоды: Траубергу девятнадцать лет, Козинцеву едва исполнилось шестнадцать. Довольно скоро они обнаружили сходство взглядов на театр: обоим было чуждо академическое направление, оба стремились создать свое собственное. Они создали ФЭКС – Фабрику эксцентрического актера. К Фабрике присоединились Сергей Юткевич и Сергей Эйзенштейн.

9 июля 1922 года исполнилась мечта Трауберга и Козинцева – в Петрограде в большой квартире, которая ранее принадлежала владельцу магазинов Елисееву, Фабрика эксцентрического актера получила постоянную прописку. В мастерской учились Сергей Герасимов, Олег Жаков, Янина Жеймо, Алексей Каплер, Андрей Костричкин, Елена Кузьмина, Софья Магарилл, Пётр Соболевский и Сергей Мартинсон.

Вскоре режиссеры обратились к кино и Фабрика стала мастерской в составе Севзапкино. 9 декабря 1924 года первый фильм Трауберга и Козинцева «Похождения Октябрины» вышел на экраны. В следующем году снят короткометражный фильм «Мишка против Юденича» Первый полнометражный фильм вышел в 1926 году — мелодрама «Чертово колесо», снятая в духе голливудских гангстерских лент.

Леонид Трауберг писал:

Нет страшнее профессии, чем профессия кинорежиссера. Не до воспоминаний, надо быть тут, в кабинете, на съемке, в неразберихе и прелести фильмотворчества, без которых невозможно до самой старости, как самой старой рыбе без воды.

«Новый Вавилон»  1929 года стал первым отечественным фильмом, музыка к которому написана специально для картины. Это сделал молодой Дмитрий Шостакович.

Снимали фильм в Одессе, ведь Софиевская улица и спуск к Пересыпскому мосту удивительно походили на парижский Монмартр. В прокате фильм не имел популярности. Признание обрел гораздо позднее. В 1967 году его показали на нужной скорости – не 24 кадра в секунду, а 18. Специально пригласили оркестр, который сыграл музыку Шостаковича. Пришел грандиозный успех. Сейчас «Новый Вавилон» как один из шедевров изучается во многих кинематографических школах мира.

В 1931 году в советское кино пришел звук. В стране было снято четыре звуковых фильма. Среди них – фильм Леонида Трауберга и Григория Козинцева, основанный на реальных событиях, «Одна».

За трилогию о Максиме Леонид Трауберг и Григорий Козинцев в 1941 году получили Сталинскую премию первой степени.

В 1945 году вышел на экраны последний совместный фильм режиссеров «Простые люди». Далее их пути разошлись. Кампания борьбы с космополитизмом, начавшаяся в 1948 году, ударила по Траубергу, лишив его возможности заниматься любимым делом. Он был объявлен лидером антипатриотической группы буржуазных космополитов в кинематографии.

Работы не было и для того, чтобы выжить, Трауберг продавал книги из собственной библиотеки. Жена расписывала изящные абажуры и продавала их. Большую квартиру в Ленинграде обменяли на двухкомнатную в Москве. Григорий Козинцев продолжал работать в кино, он не защищал бывшего соавтора, но и не порицал публично.

Леонид Захарович вспоминал:

Мы сделали потом каждый свое: Козинцев — шекспировские картины, я — книги. Надеюсь, в козинцевских картинах, даже тех, где я не участвовал, заметны следы Трауберга. А в моих книгах всегда присутствует Козинцев, потому что он и во мне всегда.

После смерти Сталина Леонид Трауберг снова смог работать. Он читал лекции по истории кино на Высших сценарно-режиссерских курсах (тут ему пригодилась уникальная память), позже стал писать сценарии, книги, и только после многолетнего перерыва, в самом конце 1950-х годов, смог вернуться в режиссуру.

Союз кинематографистов не раз представлял Леонида Захаровича к званию Народного артиста, но безуспешно. Когда же в 1987 году Траубергу было присвоено звание Народного артиста РСФСР, его реакция была неожиданной для многих. Леонид Марягин вспоминал о том, что целая делегация отправилась оповещать режиссера о радостном событии. Ответом было лишь пожатие плеч и реплика: «Мне теперь это безразлично».

Леонид Трауберг умер 13 ноября 1990 года. За несколько часов до смерти он подписал в печать свою последнюю книгу «Чай на двоих», которая вышла только через два года.